Справки по телефону: +7 (841-2) 56-40-89
Касса театра: +7 (841-2) 56-30-46

КУПИТЬ БИЛЕТ В ИНТЕРНЕТ-КАССЕ

Написать руководству театра

История

При подготовке раздела использованы материалы книг «Пенза театральная» Олега Савина и «Пензенский театр вчера и сегодня. Взгляд из зрительного зала» Игоря Шишкина.


 

XVIII — середина XIX вв.

На протяжении многих десятилетий единственным публичным увеселением для пензяков были ярмарочные балаганы, но к концу XVIII века скоморошьи представления отступили перед новым типом зрелищ — спектаклями любительских, крепостных и казённых театров.

Одним из самых известных в России того времени был домашний театр Алексея Емельяновича Столыпина, богатейшего помещика, владельца домов в Москве и имений в Поволжье, пензенского губернского предводителя дворянства. Как вспоминал «храбрый воин на ратном поле, мудрый и честный администратор на поприще гражданской службы» Александр Михайлович Тургенев, «каждую неделю доморощенная и организованная труппа крепостных актёров ломала потехи ради Алексея Емельяновича и всей почтеннейшей ассамблеи трагедию, оперу, комедь, и, сказать правду, без ласкательств, комедь ломали превосходно». В 1806 г. А.Е.Столыпин продал за 32 тыс. руб. всех своих актёров (70 чел.) Петровскому театру, где они фактически составили основу труппы. По справедливому утверждению театроведа В.А.Дьяконова, столыпинским актёрам суждено было стать первотворцами отечествен­ного государственного театра».

Театральную атмосферу Пензы и губернии создавали крепостные театры князей А.Б.Кура­кина и С.Ф.Голицына, помещиков Н.Е.Струйского, Г.В.Гладкова, П.А.Горихвостова, В.И.Кожинa, Е.П.Чемесова, О.В.Мацнева, А.М.Бекетова, Л.В.Акимова, Н.Ф.Кишенского, А.Н.Арапова, Бахметевых, Панчулидзевых.

И вот к концу 1793 г. на Троицкой улице Пензы, на усадьбе надворного советника Дмитрия Его­ровича Полчанинова возвели здание театра, не похожее на привычную «домашнюю» архитектуру традиционных домов. «24 ноября, в день именин Великой Екатерины, мы положили его обновить публичным представлением, намереваясь напечатать о сем в газетах; выбрали мы комедию, сочиненную государыней самой, по имени «Об­манщик». <...> Итак, сыграли мы при величайшем празднике. После комедии, которой тешились все благородные охотники, <...> был у меня бал преогромный. В театр впущено было по билетам до двухсот человек, кои из оного приехали ко мне; музыка роговая в саду, а инструментальная в зале услаждала гостей моих. Посетил меня в тот день и губернатор...». Эти восторженные строки при­надлежат вице-губернатору Ивану Михайловичу Долгорукову. Заметим, что на сцене играли дворя­не и чиновники, в зале находились люди того же сословия. Но уже в 1796 г. в состав театральной труппы вошли профессиональные актёры. Так про­изошло в Пензе знаменательное событие — рож­дение театра.

Талантливые вдохновители и организаторы И. М. Долгоруков и Д.Е. Полчанинов, первые пен­зенские комедианты положили начало публичным театральным представлениям, которые демонстри­ровали высокое профессиональное мастерство и способствовали утверждению славы первого в Пензе театра, близкого к профессиональному формату. Театральные развлечения перестали быть лишь домашней барской забавой, к ним потянулись и местное дворянство, и обыватели.

Рождение профессионального театра, активная деятельность любительских театров в Пензе имели и общероссийское значение: город на Суре при­ближался к своему почётному титулу театральной столицы российской провинции. В первой полови­не XIX века губерния по количеству театров зани­мала третье место после Москвы и Петербурга.

Середина XIX — конец XIX в.

В середине XIX века эстафету любительских и полупрофессиональных театров подхватили различные антрепренёры, которые распространяли в российской провинции театрально-коммерческое предпринимательство. Первым таким ан­трепренёром был И.Ф.Болеславский. Чиновник Михаил Павлович Жданов назвал этот период закатом театральной славы Пензы, когда правила бал «шайка странствующих скоморохов под на­чальством некого Болеславского». Преодолением театрального застоя Пенза обязана бывшему де­кабристу Ивану Николаевичу Горсткину, купивше­му в 1846 г. пустующее здание театра Гладковых. Вскоре здесь вновь ставились любительские спек­такли и выступали профессиональные труппы.

Многие игравшие на сцене Горсткинского теа­тра актёры обладали привлекательной внешно­стью, хорошо выраженными актёрскими достоин­ствами, что вызывало восторг зрителей. В 1862-1863 гг. здесь ставил спектакли антре­пренёр и актёр Пётр Михайлович Медведев, создавший в провинции Товарищество актёров. В 1864 г. в театре выступал американский дра­матический актёр, известный исполнитель ролей шекспировских героев Айра Фридерик Олдридж. С 1874 г. в Пензе обосновался Василий Пантелеймонович Далматов, звезда российской сцены. При нём пензенская труппа вновь стала востребован­ной и получила признание у публики. Несколько сезонов (1878-1881 гг.) в труппе В.П.Далматова играл будущий блестящий репортёр Владимир Алексеевич Гиляровский, который обрёл здесь не только благодарного зрителя, но и нашёл себе жену, актрису любительского театра Марию Ивановну Мурзину. С 1891 г. жемчужиной пен­зенского театра стал Николай Петрович Россов, феномен отечественной сцены, дебютировавший в роли Гамлета. Современники отмечали, что с появлением Россова «пензенский театр приобрёл необычайную притягательную силу: ложи, партер, даже оркестр собирали массу публики». Спектак­ли в пензенском театре отличались, помимо пре­красного исполнения, роскошной обстановкой, ведь декоративное убранство сцены составляли изящная мебель, экзотические растения, картины, бронза, книги в дорогих переплётах.

Главным итогом этого времени стало создание местной интеллигенцией — С.С.Колпашниковым, Д.С.Волковым, А.А.Косминским, В.Е.Благославовым — «Общества драматического кружка им. В.Г.Белинского», имевшего культурно-про­светительские цели. Обществу удалось объеди­нить несколько любительских театров. Первый бесплатный спектакль по пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок» состоялся 15 мая 1896 г. по случаю Св. коронования Их Императорских Высочеств. С денежных доходов от спектаклей на открытой сцене Общество осуществляло под­держку воскресных школ и читален, погорельцев, неимущих студентов.

Известный театровед и критик Юрий Василье­вич Соболев не без гордости напишет: «Пензен­ский театр очень выразителен для провинции той эпохи, ибо Пенза всегда почиталась хорошим провинциальным городом».

Так был заложен первый кирпич в фундамент нового театра, где дебютировал Иван Мозжухин, радовали зрителя «актриса яркого темперамента» Надежда Смирнова, будущие заслуженные арти­сты России Екатерина Мунт и Яков Орлов-Чужбинин, где начинал сценический путь Александр Цвиленов, гастролировали будущие народные артисты России Екатерина Гельцер и Иван Слонов, Михаил Садовский и многие другие.

Начало XX в. — 1917

XX век театральная Пенза встречала двумя сценами. Театр, для которого здание было построено на площадке Верхнего гуляния (ныне Центральный парк культуры и отдыха им. В.Г.Белинского), получил название летнего, а бывший гладковский, расположенный в капитальном театральном здании, назывался зимним.

В труппе летнего театра было два профессиональных актёра: В.А.Виноградский, отпраздновавший в 1898 г. 50-летие творческой деятельности, и киноактёр Сергей Рассатов. Большим подарком для пензяков стал дебют оперной труп­пы Московского Товарищества русской частной оперы (театр Солодовникова) во главе с Николаем Славиным. В 1904 г., будучи профессиональным режиссёром, В.Э. Мейерхольд приехал в Пензу со своим Товариществом «Новой Драмы» и пос­тавил несколько пьес A.M.Горького. Актёрство одного из реформаторов отечественного театра формировалось в годы учёбы во 2-й пензенской мужской гимназии. 14 февраля 1892 г. в усадьбе знатной купчихи Е.П. Медведевой он под псев­донимом Ухтомский (гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях) сыграл роль Репетилова в «Горе от ума». Лет­ний театр считался новым, авангардным, наряду с профессионалами на сцене было множество любителей из всех городских слоёв. Жизнь же зимнего театра продолжалась по размеренным канонам. Здесь восторженно принимали гастро­ли известных русских режиссёров и артистов В.П.Далматова, Ф.П.Вязовского, П. Н. Орленёва, М.М. Петипа, В.Ф.Комиссаржевской, Н.П.Россова, М.В.Дальского, братьев Роберта и Рафаила Адельгеймов. Длительные гастроли антрепренёра и режиссёра Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, создавшего оперную и драматическую труппы, были отмечены аншлагами.

1911 г. в театральной жизни Пензы оказался знаковым. Во-первых, К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко поздравили труппу народного театра: «Художественный театр при­ветствует Вас с пятнадцатилетием прекрасной деятельности народного театра, художественная и общественная репутация которого пользуется заслуженной известностью далеко за пределами местных интересов». Во-вторых, в 1911 г. Пен­зенская городская Дума объявила конкурс на разработку проекта народного дома и его по­стройку, победителем в котором вышел провин­циальный архитектор Алексей Евгеньевич Яков­лев. Но начатое строительство затормозилось в связи с Первой мировой войной. Возникшие денежные трудности вызвался устранить пензен­ский купец Алексей Григорьевич Кузнецов, пред­ложивший городской Думе беспроцентный заём в размере 100 000 рублей.

И, наконец, 1911 г. был освящён 100-летием со дня рождения В.Г.Белинского. Дабы воздать должное своему великому земляку, кружок был преобразован в Пензенский драматический кру­жок имени В. Г. Белинского, тем более что юбилей­ные акции проходили в летнем театре. Но вскоре после празднования юбилея, ночью, его деревян­ное здание сгорело.

20 сентября 1916 г. в Пензе торжественно открыли Народный дом им. Императора Алексан­дра II, зрительный зал которого был отдан драматическому кружку им. В.Г.Белинского.

Так Пенза подошла к тем роковым событиям 1917 г., которые разделили историю и жизнь российского государства на две несовместимые и непримиримые эпохи. Раздел этот кардинально изменил и театральную жизнь нашего провинци­ального города.

1917 — 1946

В неспокойном 1917 г. театр оказался в центре его наиболее бурных событий. Театровед и критик Юрий Васильевич Соболев оставил нам фрагмент картины только одного дня: «…Быстро составленная манифестирующая толпа, состоявшая, главным образом, из учащихся, направилась к театру. В этот вечер шла комедия Александра Дюма-сына «Полусвет». Манифестация потребовала оркестр. Военный оркестр вышел на улицу. Представление было прервано».

В репертуаре шла ещё гениальная русская классика (например, пользовался успехом «Лес» А.Н.Островского с участием Степана Михайловича Муратова, удостоенного в 1946 г. звания народного артиста РСФСР). Но на сцене появилось множество пьес с сюжетами мировой истории, созвучными текущему моменту. В эти годы в труппе служил Николай Афанасьевич Светловидов, отмеченный впоследствии званием народного артиста СССР и двумя Сталинскими премиями. По воспоминаниям музыканта Ф.П.Вазерского, «Народный дом давал не только драму, но и оперу из местных молодых сил», объединив студии оперную и балетную. Для подготовки профессиональных актеров в 1918 г. открывается государственная студия драматического искусства, которая дала путевку на сцену нар. арт. СССР Нине Масальской, нар. арт. РСФСР Петру Кирсанову, нар. арт. Азерб. ССР Виктору Шарлахову и многим другим. В революционные годы Пенза сохраняла репутацию одного из театральных центров российской провинции. Зрители имели возможность посещать камерный театр, Свободный театр (Театр художественных миниатюр), Гарнизонный (бывший Народный), Летний театр им. Белинского, «Новый летний театр», театр Пролеткульта.

В 1930-х гг., когда время сформировало у зрителей новые потребности и вкусы, пензенский театр им. А.В.Луначарского ставил произведения советских драматургов, созвучные эпохе. Остались в памяти замечательные спектакли по пьесам А.Корнейчука (особенно «Платон Кречет»), А.Афиногенова, В.Киршона, Н.Погодина, классика советской драматургии, приезжавшего в 1933 г. на премьерную постановку своей пьесы «Мой друг». На рубеже 1920-30 гг. все спектакли в Пензенском театре режиссировал Александр Игнатьевич Канин — засл. арт. РСФСР. В эти годы на сцене театра играл будущий нар. арт. РСФСР Анатолий Ходурский, создававший «точные, отмеченные изящным тонким юмором характерные образы». С 1939 г. режиссерско-постановочную деятельность театра осуществлял Владимир Прохорович Вольмар.

В годы Великой Отечественной войны театр поддерживал моральный дух зрителей постановкой военно-патриотических спектаклей (всего их было свыше 50). В 1943-44 гг. главным режиссером был Авраам Треплев, запомнившийся яркими постановками пьес А.Афиногенова «Машенька» и «Накануне», К.Симонова «Парень из нашего города» и «Русские люди». Эстафету от Треплева принял засл. деятель искусств РСФСР Евгений Белов, поставивший спектакли «Нашествие» Л.Леонова, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Молодая гвардия» А.А.Фадеева (сразу же после войны). В здании театра в военные годы располагались различные учреждения, общежитие, столовая и пр., из актёров были сформированы три фронтовые бригады для выездов в районы области и в части Красной Армии, действующие на фронте. 

1946 — 1963

Из опаленных войной лет театр вышел с богатым репертуаром военно-патриотических спектаклей и хорошей режиссерской школой, которую в те годы сформировали А.Д.Треплев и Е.Н.Белов, а позже обогатили пришедшие на смену им Константин Владимирович Эгерт и Николай Иванович Верминский. В послевоенные годы зрителям пришлось привыкать к новым актерам, пришедшим на смену уехавшим на другие сценические площадки. Пензяки тепло приняли и новое творческое пополнение труппы — Николая Авксентьевича Накашидзе, отмеченного  званием заслуженного артиста РСФСР, Нину Михайловну Воеводину и Александра Спиридоновича Ефремова, а также окончивших театральную студию при драмтеатре Владимира Захаровича Панкова и Владимира Дмитриевича Кускова. Режиссерская часть была возложена на Е.Г.Амантова и народного артиста Казахской ССР Ю.М.Мизецкого, а также на заслуженного деятеля искусств РСФСР Лину Семеновну Самборскую и ее мужа Николая Алексеевича Шевелева.  В 1948 г. в театре сделал первые творческие шаги будущий многолетний главный художник Георгий Дмитриевич Епишин, увенчанный впоследствии званием народного художника РСФСР. В 1947 г. на сцене театра заблистала всеми гранями своего таланта Людмила Алексеевна Лозицкая, ставшая в 1966 г. народной артисткой РСФСР. Пятью годами позже в труппу были приняты Давид Ефимович Доля и его жена Мария Давыдовна Каминская. Горячими аплодисментами пензяки встречали уже известных им преданных пензенским подмосткам исполнителей — Петра Михайловича Кирсанова, первым из пензяков удостоенного в 1956 г. звания народного артиста РСФСР, заслуженного артиста Татарской АССР Владимира Ивановича Стебакова и будущих заслуженных артистов РСФСР Николая Михайловича Морозова и Николая Ефимовича Смирнова. В середине 1950-х гг. на сцене театра появилась совсем юная Мария Тамбулатова, будущая народная артистка РФ.

Высокий творческий потенциал режиссеров и труппы проявился в постановке классической драматургии: «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Дядя Ваня» Чехова, «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, «В добрый час» Розова, спектаклей по пьесам советских авторов «За тех, кто в море» и «Разлом» Лавренова, «Калиновая роща» Корнейчука, «Машенька» Афиногенова, «Иркутская история» Арбузова. Большим событием в театральной жизни города в 1950-е гг. стали постановки «Хищница» Бальзака и «Барабанщица» Салынского, долгие годы не сходившие со сцены. Впервые были поставлены на сцене пьесы земляков-литераторов: «Испанцы» Лермонтова  и «Дмитрий Калинин» Белинского. Постановка юношеской драмы В.Г.Белинского «Дмитрий Калинин», основанной на реальном факте из гимназической жизни критика, послужила своеобразным пропуском  пензяков на столичную сцену. С этим спектаклем театр впервые выезжал в Москву.  

Своеобразной школой для театральной труппы были приезды столичных гостей — драматурга Виктора Розова в связи с постановкой собственной пьесы «Ее друзья» и дважды лауреата Сталинской премии Нины Алисовой в связи с ее участием в постановке «Бесприданницы» Островского. Аншлагами встречали пензенские зрители спектакли своего театра с участием знаменитых киноактёров страны: «Почему улыбались звёзды» с Михаилом Жаровым, «Укрощение строптивой» с Андреем Поповым и «Чужой ребёнок» с Верой Васильевой.

1963 — 1971

В 1963 году к своему 300-летию Пенза получила свой главный подарок: завершилась реконструкция бывшего Народного дома, построенного полвека назад по проекту архитектора А.Яковлева. Новый театр принял в свой зал участников юбилейного торжественного заседания. В самом театре так же всё изменилось: на новую сцену пришла новая актерская волна. Да и время было уже другое.

В 1964 году Пенза стала центром других юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. К этой дате театр под руководством Юрия Гранатова подготовил спектакль «Странный человек» по юношеской драме поэта-земляка, ранее считавшейся несценической. В печати подчеркивалось, что именно поэтому «режиссер создал собственный сценический вариант». Так, спустя почти десятилетие после первой постановки «Испанцев», драматургия Лермонтова вновь обрела в пензенском театре сценическую жизнь.

Уже в январе 1965 года спектакль «Странный человек» был дважды показан на самой престижной сцене столицы — в только что открытом Кремлёвском Дворце. Перед началом спектакля вдохновенно и увлекательно выступил известный лермонтовед, мастер художественного рассказа, народный артист СССР Ираклий Андроников. Его слово открыло спектаклю путь к успеху и доверию московского  зрителя к пензенскому театру. Печать восторженно отмечала: «И был успех! И все, что ему сопутствует. Овации, цветы, из зала неслось: «Браво, Пенза!», и занавес поднимался много раз». А в 1966 году театр со спектаклем «Шторм» по пьесе Биль-Белоцерковского, поставленном Юрием Гранатовым, вновь покоряет своим мастерством Москву, утверждая тем самым свои позиции на столичных подмостках.

В шестидесятые годы из театра ушёл главный режиссёр Николай Иванович Верминский, возглавлявший его около пятнадцати лет и поставивший на его сцене более сорока прекрасных спектаклей, вызывавших теплые отклики в душах зрителей. В эти годы в театре активно и очень плодотворно занялся режиссерской деятельностью талантливый актёр-ветеран театра Юрий Гранатов, усвоивший уроки своих предшественников — Л.Самборской и Н.Верминского. Впоследствии Ю.Гранатов сформировался, как хороший режиссер и талантливый организатор. Уехав из Пензы, он более 30 лет возглавлял драматический театр Черноморского флота в Севастополе.

На сцене священнодействовали Людмила Лозицкая и Николай Шевкуненко, Пётр Кирсанов и Георгий Апитин, Мария Тамбулатова и Генрих Вавилов. В труппу театра влились новые талантливые актеры: Эдгард Соловьян, занимавший, по мнению критиков, «положение Мастера»; Виктор Налобин, сразу покоривший пензенского зрителя своим Давыдовым в «Поднятой целине»; Галина Репная, пришедшая из художественной самодеятельности и выросшая до большой Актрисы; Лидия Шапоренко, создавшая на пензенской сцене множество удивительных женских образов; Михаил Светин, прославившийся позже комедийными ролями во многих фильмах. Пришли в театр юный Александр Панкратов (пока ещё — не Чёрный) и опытнейший Всеволод Оскаленко, мощный Владимир Тишаев и уникальнейший актёр-универсал Михаил Каплан, сразу же заявивший о себе. Так что планка была поднята высоко… В театре формировалась, в сущности, новая труппа способнейших актёров, готовая войти в формат требований и сценической школы Семена Моисеевича Рейнгольда.

1971 — 1981

Семидесятые годы прошлого века были в истории театра периодом высокого творческого подъема, освоения нового драматургического материала, формирования школы актерского мастерства, ибо эти 10 лет всецело принадлежали главному режиссеру, народному артисту РСФСР Семену Моисеевичу Рейнгольду — одному из ведущих театральных деятелей России. На пензенской сцене зрители увидели, признали и полюбили поставленные им спектакли. Как-то незаметно для многих, как бы само собой разумеющееся, пензенский драматический театр занял в жизни города очень важную нишу: он, действительно, стал «вершителем дум» того поколения. Каждый спектакль становился не только праздником для зрителей, но и темой для дискуссий в различных коллективах и слоях городского общества. Лучшие актёры были известны каждому горожанину. Хотя были ли в той труппе не «лучшие», по прошествии лет судить уже трудно. Это был единый мощный творческий коллектив, созданный главным режиссёром. Коллектив, способный на многое, имеющий в своих активах не только потенциал каждого актёра, но и красивый и сильный репертуарный план.

Демонстрацией творческих устремлений и удач театра, а одновременно их высоким признанием взыскательными и избалованными московскими зрителями были гастроли театра в июле 1979 г. в Московском театре имени А.С.Пушкина. Театр повез в столицу сразу 7 спектаклей, в которых была занята вся труппа. Гастроли прошли при абсолютном аншлаге с огромным успехом. Столичные театральные критики говорили откровенно, что не помнится, «чтобы когда-то театр из провинции обсуждали на таком высоком уровне. Без скидки на провинциальность… О вашей работе говорили столь же принципиально, серьезно, на равных, как разговаривают на подобных обсуждениях лучших театров страны». Успех гастролей заслуженно разделил режиссер народный артист РСФСР С.М. Рейнгольд, о котором журнал «Театральная жизнь» писал, что продемонстрированные москвичам спектакли «поставлены рукой зрелого и интересного мастера».

В семидесятые годы в Пензе открылось отделение Общества советско-венгерской дружбы и несколько городов области стали побратимами с городами Венгерской Народной Республики. Дружественные отношения сложились между Пензенским драматическим театром и Бекешчабским музыкально-драматическим театром. В 1974 г. режиссер Антал Ренц адаптировал к пензенской сцене спектакль «Флора тоот», о чем сообщалось в рецензии: «Театр глубоко и современно прочел драму Ш.Броди. «Флора Тоот» — строгий,  живой и серьезный спектакль». Ответным шагом Семёна Рейнгольда были постановки в Бекешчабе спектаклей «Ленинградский проспект» Штока и «Система тревоги» Жуховицкого. Годы режиссерского творчества С.Рейнгольда были периодом наиболее яркого расцвета пензенского театра за весь послевоенный период.

Опытный руководитель Семен Моисеевич Рейнгольд не только сформировал интересный и востребованный репертуар, но своим «отцовским» отношением к каждому актёру выпестовал труппу и поднял на более высокий уровень актерское мастерство. Благодаря ему пензенская сцена оказалась благоприятным трамплином для блистательной артистической карьеры многих актеров. Вспомним хотя бы только народных артистов РФ — звезду Рязанского театра Сергея Леонтьева и ведущего актера Александринского театра в Петербурге Виктора Смирнова.

1982 — 1993

Потеря такого первоклассного режиссёра, каким был Семён Рейнгольд, — трагедия для любого театра. Великий русский режиссёр Г.А.Товстоногов говорил: «Театр не может жить без режиссёра. Именно режиссёр руководит театром и определяет его творческий путь». После ухода из театра и соратника Рейнгольда Виктора Давыдова в режиссёрское кресло сели новые люди, каждый из которых привносил в постановочную деятельность что-то своё. Театр постепенно менялся, продолжая использовать накопленный творческий потенциал. Возможности труппы, созданной в семидесятые годы, трудно переоценить. Из года в год театр завоёвывал зрительское признание постановками классических и современных драматургических произведений. К тому же в эти годы в труппу вли­лась талантливая молодёжь: Юрий Шайхисламов, Евгений Бакалов, Татьяна Городецкая, Наталья Старовойт, Сергей Казаков, Татьяна Карпекина, ко­торые уже в следующем десятилетии стали боль­шими мастерами и «держали театр» наравне с опытными актёрами.

В 1982 г. молодой режиссёр А.Рафиков до­ставил радость почитателям театра постановкой «Отелло» Шекспира, а в 1984 г. А.В.Иванов поста­вил «Лес» Островского и «Недоросль» Фонвизина.

В том же году театр выдержал серьёзное твор­ческое испытание, приняв участие во Всероссий­ском театральном фестивале в Магнитогорске. На суд жюри и зрителя был представлен спектакль «Забродины», который режиссировал Азат Рафи­ков — «талантливый и молодой, сумевший прочесть театр Рейнгольда».

В апреле 1985 г.театр представил на Всерос­сийский театральный фестиваль, посвящённый 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, спектакль «Светлый май» по пьесе Л.Зорина, сце­ническую жизнь которому в Пензе подарил новый главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств РСФСР А.В.Иванов. Диплом фестиваля за лучшее исполнение женской роли был присуждён актрисе Галине Репной.

К сожалению, выдающийся режиссёр и органи­затор Анатолий Иванов после трёх лет плодотворной работы покинул Пензу, переехав в Воронеж.

В 1991 г. нелёгкое бремя художественно­го руководства театром принял на себя поэт и музыкант Виктор Огарёв, удостоенный звания заслуженного деятеля искусств РФ. В одной из об­ластных газет он отмечал, что нельзя вычеркнуть из памяти имена актёров ушедшего времени, ибо «целые поколения зрителей вместе с ними по­взрослели, постигали театральное искусство, а может быть, и жизнь».

В 1993 г. театр отметил, по словам гостя, на­родного артиста СССР Армена Джигарханяна, «божественный праздник» — своё 200-летие. Пенза была одним из первых городов наряду с Ярослав­лем, Харьковом, Воронежем, Тамбовом, Нижним Новгородом, Тверью, создавших театр в далёком XVIII веке. С приветствиями к юбилярам обрати­лись директор Малого театра народный артист СССР Виктор Коршунов, народный артист СССР Михаил Ульянов, народные артисты СССР Екатерина Максимова и Владимир Васильев, народ­ные артисты РСФСР Алла Демидова, Александр Михайлов, Сергей Шакуров, Наталья Гундарева, прошедшие пензенскую сцену народные артисты РФ Виктор Смирнов и Михаил Светин. В рамках юбилея в Пензе был проведён фес­тиваль старейших театров России, на котором пензенская труппа блеснула спектаклем «Борис Годунов», прошедшим в присутствии Олега Ефре­мова и Виктора Коршунова.

1993 — 2007

В декабре 1993 года на сцене Пензенского театра  была разыграна вся его двухвековая история. Ярким праздником, собравшим множество гостей, а также фестивалем спектаклей старейших российских  драматических коллективов театр отметил  свой славный юбилей. И двинулся вперед в ногу со временем. Май 1994 года ознаменовало выдающееся для театральной жизни города событие: здесь проходила лаборатория современных драматургов. Ее участниками стали В.Гуркин, М.Угаров, К.Драгунская, О.Мухина, И.Шприц, В.Шмелев, А,Васильев, А.Пудин, В.Садчиков, Н.Инюшкин, а также худруки, завлиты, режиссеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Самары, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Саратова… С их участием  зачитывались и разыгрывались пензенскими актерами новые пьесы, многие из которых вошли потом в репертуар российских и зарубежных театров.

Ярчайшую страницу в историю театра вписал художественный руководитель Московского Театра на Юго-Западе Валерий Белякович, поставивший целую серию зрелищных масштабных спектаклей: «Мирандолину» Гольдони, «Дракона» Шварца, «Ромео и Джульетту», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» Шекспира, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «На дне» Горького.

Режиссер Малого театра Виталий Иванов поставил свой первый спектакль в Пензе «Волки и овцы» Островского в 1995 году. Далее последовали «Касатка» А.Н.Толстого, «Бешеные деньги» Островского, «Поминальная молитва» Горина, «Дядюшкин сон» Достоевского, «Деревья умирают стоя» Касоны. Несколько замечательных спектаклей вписаны в историю театра московским режиссером Сергеем Стеблюком: «Без ангела-хранителя» Птушкиной, «Гарольд и Мод» Хиггинса, «Месяц в деревне» Тургенева, «Гроза» Островского, «Иванов» Чехова. Работали в Пензе в разное время и постановщики из-за рубежа: венгры Геза Балог и Антал Ренц, американец  Дэвид Кэплан. Неоднократно на постановки приезжали народный артист СССР Петр Монастырский (Самара), Борис Гуревич (Санкт-Петербург), заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Иванов (Воронеж), а также представители нового поколения режиссеров Москвы: Петр Орлов, Ольга Субботина, Вадим Данцигер. Спектакль О.Субботиной «Маленькие трагедии» пензенский театр дважды показывал на фестивалях: Орловский фестиваль «Русская классика. Пушкин. Тургенев» (1999) и в Пушкинских Горах  и Пскове (IХ Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, 2002). Спектакль В.Данцигера «Wolfgang» был показан на Белгородском фестивале «Актеры России — Щепкину» (2001).

Этот период вообще с полным основанием можно назвать фестивальным: «Вехи» (Кострома), «Рубежи» (Владимир), «Островский в Доме Островского» (Москва), «Театр Григория Горина» (Москва)… И три фестиваля, успешно прошедшие в Пензе: «Театральный мост Пенза-Москва» (2002), «Театральные встречи на Суре» (2006, 2007), на которых театралы увидели спектакли молодых коллективов Москвы: Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, творческого товарищества «Эргиль». Фестивали в некоторой степени заменяли  многим театрам  гастрольные поездки, которые в этот период мало кому удавалось организовать. И все-таки, благодаря дружбе с Малым театром, пензенцы дважды гастролировали в Москве (2003, 2005) с «Поминальной молитвой», «Тифлисскими свадьбами», «Грозой», «Ивановым», «Wolfgang»-ом и «Дядюшкиным сном». 

В октябре 2006 года в Пензе прошел I региональный фестиваль «Театральные встречи на Суре». В его программе было 10 спектаклей: открыл его «Порог» А.Дударева Государственного русского драматического театра Республики Мордовия; «Те самые Аддамсы» М.Корневой и сказку «Царевналягушка.ru» Г.Соколовой играл «Небольшой театр» — Ульяновский театр юного зрителя; Костромской государственный драматический театр представил комедию Нила Саймона «Хочу сниматься в кино». Хозяева фестиваля играли классику: «Красавца-мужчину» А.Н. Островского и комедию К.Гольдони «Слуга двух господ»; Пензенский ТЮЗ дал премьеру-притчу М.Ладо «Простая история любви», ТЮЗ из г. Заречного показал «Маленького принца» Экзюпери; а мужская труппа «Театра Доктора Дапертутто» приятно удивила критиков, предложив необычный спектакль «МОЦАРТиАННА» по произведениям Гофмана.

С февраля 2006 по февраль 2007 гг. творческой деятельностью театра руководил главный режиссер Валерий Маркин. За этот период он выпустил три спектакля: «Красавец-мужчина» по пьесе А.Н.Островского, музыкальную сказку «Приключения Чиполлино» по пьесе А.Бадулина и А.Чутко и спектакль в фойе «Свободная пара» по пьесе Дарио Фо и Франки Раме. Еще одна его постановка — спектакль по пьесе Бранислава Нушича «Госпожа министерша» — был выпущен в качестве бенефисного к юбилею заслуженной артистки РФ Галины Репной. Режиссер работал по договору. Премьера состоялась 16 марта. 

В сентябре 2007 года главным режиссером театра был назначен заслуженный артист России и Литвы Вячеслав Гунин. Первой его работой в Пензе стал спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н.Коляды с участием заслуженных артистов России Г.Репной и В.Конопатина

2008 — 2009

2 января 2008 года ночью в здании театра возник сильный пожар. Огонь полностью уничтожил внутренние помещения театра, сценическое оборудование, костюмы и декорации. Для пензяков, как и для всей театральной России, это стало большим потрясением. Сразу же был организован общественный Фонд помощи «Новый Пензенский театр», откликнулись организации, простые горожане, театры страны.

23 января 2008 года в Пензе состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Губернатором Пензенской области В.К.Бочкаревым.

Из стенограммы встречи:

В.БОЧКАРЁВ: У нас несчастье! Сгорел театр. Жители переживают, мы в свою очередь пересмотрели бюджет — хотя он у нас достаточно дефицитный — 300 миллионов направляем на восстановление. А подсчитали — надо примерно 1,5 миллиарда.

В.ПУТИН: Постепенно на условиях софинансирования мы Вам поможем. Вам до конца следующей недели нужно эту проблему с Правительством обговорить и закрыть. Я тоже считаю целесообразным Вам помочь. Председателю Правительства об этом скажу. Он Вас завтра примет, и вместе с коллегами из экономического блока мы внесём необходимые изменения в бюджет для решения этой проблемы.

В.БОЧКАРЁВ. Спасибо, Владимир Владимирович.

Строительство здания театра на старом, «намоленном» месте шло под особым контролем Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева при финансовой поддержке В.В.Путина и Правительства Российской Федерации.

Был проведен творческий конкурс, в результате которого победил проект театрального здания, разработанный Персональной творческой мастерской под руководством А.А.Бреусова (главный архитектор проекта А.В.Чибирева, автор архитектурного решения фасадов И.А.Кудряшов).

Строительство театра вёл холдинг «SKM group». Новое здание было построено фактически за полтора года.

Тем временем труппа театра продолжала работать на временной сценической площадке — в концертном зале «Молодежный» Пензенского колледжа культуры и искусств. Были не только восстановлены спектакли из прежнего репертуара театра — «Квадратура круга» В.Катаева, «Игроки» Н.В.Гоголя, «Слишком женатый таксист» Р.Куни, «Ужин дураков» Ф.Вебера, «Божьи одуванчики» А.Иванова — но и поставлены новые: «Пока она умирала...» Н.Птушкиной, «Эти свободные бабочки» Л.Герша, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Люкс №13» Р.Куни и другие.  

2010

5 марта 2010 года произошло событие, которого вся Пенза ждала с нетерпением: распахнуло двери для зрителей новое здание Пензенского драматического театра.

Новый театр открылся премьерой гоголевского «Ревизора» в постановке народного артиста России Валерия Беляковича. После десятилетнего перерыва режиссер вновь работал с пензенской труппой. Премьера прошла с оглушительным успехом.

И сразу же — репетиции еще одного нового спектакля. Снова классика, на этот раз — Островский, «На всякого мудреца довольно простоты». Постановщик тоже был хорошо знаком нашим актерам и зрителям: заслуженный деятель искусств России, режиссер Государственного академического Малого театра Виталий Иванов. Роль богатой барыни Турусиной начала репетировать народная артистка Л.А.Лозицкая. К сожалению, пензяки не увидели ее на сцене в этом спектакле: в конце марта резко ухудшилось состояние здоровья Людмилы Алексеевны, и она вынуждена была лечь в больницу, где 16 апреля, через восемь дней после премьеры «Мудреца», ее не стало…

Так случилось, что для народной артистки России М.И.Тамбулатовой роль гадалки Манефы в этом спектакле тоже стала последней — Мария Ивановна ушла из жизни ровно через два месяца после Л.А.Лозицкой, 16 июня 2010 года.

21 апреля спектаклем режиссера А.С.Гуляева «Не покидай меня…» по пьесе А.Дударева открылась Малая сцена театра.

5 июня 2010 года театр показал спектакль «Персидская сирень» по пьесе Н.Коляды на I Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле. По его итогам дуэт заслуженных артистов России Галины Репной и Василия Конопатина был единодушно признан лучшим актерским дуэтом фестиваля.

Завершился 217-й сезон 2 июля 2010 года спектаклем «Дураки» по пьесе Н.Саймона, где  Василий Конопатин выступил уже как режиссер.

218 сезон (2010-2011): хроника

Новый, 218-й сезон, начался с больших перемен в жизни театра. 21 сентября 2010 года художественным руководителем стал заслуженный артист России С.В.Казаков, а директором был назначен А.В.Фомин, два года осуществлявший контроль проектирования и строительства театрального здания. В труппу было принято сразу трое выпускников Нижегородского театрального училища — Ольга Полякова, Анна Тулупова и Альберт Ибраев, которые сразу же активно ввелись в репертуар. Чуть раньше из Зареченского ТЮЗа перешел в театр яркий характерный актер Александр Куприянов, а в октябре из Сызрани приехали еще двое актеров — Юлия Черемухина и Александр Стешин.

14 октября 2010. Прошла встреча губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева с коллективом театра, где было принято решение об учреждении ежеквартальных  премий для поддержки как молодых актеров, так и мастеров пензенской сцены.

15 октября 2010. Состоялась первая премьера сезона — спектакль «Жизнь прекрасна!» по мотивам произведений А.П.Чехова. Поставил его московский режиссер Валерий Маркин (работавший главным режиссером Пензенского театра в 2006-2007 гг.), а инсценировку написал Виталий Соколов, некоторое время спустя назначенный завлитом театра.

26 ноября 2010. Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Г.А.Рапота провел в режиме видеоконференции окружное совещание по вопросам развития театрального искусства, на котором поддержана идея нашего театра о проведении в мае 2011 года окружного фестиваля «Театральное Поволжье».

2 декабря 2010. Спектакль «На всякого мудреца…» был сыгран на IX Всероссийском фестивале «Дни Островского в Костроме». Диплом «Лучшая мужская роль фестиваля» получил народный артист России М.Я.Каплан, сыгравший богатого барина Нила Федосеича Мамаева. 

5 декабря 2010. Актер театра Владислав Матюкин занял второе место на Десятых Всероссийских играх Дедов Морозов в карельском городе Олонец.

12 декабря 2010. Премьера первого в истории театра мюзикла «Золушка» по произведению Е.Шварца, где актеры впервые запели на сцене вживую. Поставил «Золушку» саратовский режиссер Герман Магнусов.

17 декабря 2010. Возрождена традиция зрительских обсуждений премьер. Первое обсуждение состоялось после спектакля «Жизнь прекрасна!».

25 декабря 2010. В театре началась новогодняя кампания. Юные зрители посмотрели новогоднюю интермедию В.Матюкина «В гостях у Деда Мороза» и сказку А.Гуляева «Медведь-царевич».

10 февраля 2011. На Малой сцене состоялась премьера первого в истории театральной Пензы моноспектакля. Заслуженная артистка России Галина Репная сыграла «Оскара и Розовую даму» Э.-Э.Шмитта в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия Ю.В.Александрова.

14-17 февраля 2011Первая в истории театра зарубежная поездка. Спектакль «Люкс №13» по пьесе Р.Куни увидели жители четырех городов Израиля — Тель-Авива, Ашдода, Беэр-Шевы и Иерусалима. Театр стал лауреатом Первого Международного фестиваля «Театральный дивертисмент».

31 марта 2011Состоялась премьера спектакля «Плутни Скапена» по комедии Ж.-Б.Мольера, поставленного саратовским режиссером, заслуженным артистом России Игорем Баголеем.

23-24 апреля 2011Драматург, режиссер, художественный руководитель московского «Театра.DOC» Михаил Угаров по приглашению художественного руководителя театра Сергея Казакова провел мастер-класс для актеров и режиссеров пензенских театров.

27 апреля 2011Впервые в истории театра актеры получили губернаторские премии по итогам зрительского голосования. Первыми лауреатами премий стали Альберт Ибраев, Екатерина Гузеева, Александр Куприянов и заслуженная артистка России Галина Репная.

29 апреля 2011В здании Пензенского театра состоялась встреча Председателя Правительства РФ В.В.Путина с деятелями культуры России и совещание в режиме видеоконференции по вопросу строительства и реконструкции объектов культуры, в которых приняли участие художественный руководитель театра С.Казаков и директор театра А.Фомин. О новом театре премьер-министр отозвался с большим одобрением, поставив сроки и результаты строительcтва в пример другим регионам.

В тот же вечер, несмотря на полуторачасовую задержку, с аншлагом прошла премьера восстановленного спектакля «Поминальная молитва».

10 мая 2011В репертуаре театра появилась новая сказка — «Все мыши любят сыр» по пьесе венгерского драматурга Д.Урбана. Поставил ее вновь Игорь Баголей.

13 мая 2011Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» показан в Тамбове на Пятом межрегиональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова. Народный артист России Михаил Каплан стал одним из претендентов на главный приз фестиваля — премию «Актер России». По итогам фестиваля жюри присудило лауреатские дипломы М.Каплану за исполнение роли Нила Федосеича Мамаева и заслуженной артистке России Наталье Старовойт за роль Клеопатры Львовны Мамаевой.

20-30 мая 2011На сцене Пензенского драматического театра открылся Первый окружной фестиваль «Театральное Поволжье». В церемонии открытия приняли участие полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Г.А.Рапота и губернатор Пензенской области В.К.Бочкарёв.

С 20 по 30 мая в фестивале приняло участие 11 театров из 8 регионов Приволжского федерального округа. В жюри фестиваля входили театральный критик, заслуженный работник культуры России Н.И.Жегин; театральный критик, кандидат искусствоведения, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России В.А.Максимова; театральный критик, заведующий отделом культуры «Независимой газеты», обозреватель радио «Вести ФМ» Г.А.Заславский; театральный критик, драматург, обозреватель «Литературной газеты» А.А.Вислов и другие.

С 24 по 26 мая в рамках фестиваля работала творческая лаборатория современной драматургии под руководством Михаила Угарова. Были прочитаны пять новых пьес современных авторов, и одна из них — «Невероятные приключения Юли и Наташи» Г.Грекова и Ю.Муравицкого — была впоследствии принята к постановке в нашем театре.

По итогам фестиваля наш театр получил дипломы: «За лучший актерский ансамбль» — дамы уездного города в спектакле «Ревизор»; «За лучшую женскую роль» — Альбина Смелова за роль Анны Андреевны в спектакле «Ревизор»; кроме того, за подготовку и проведение фестиваля на высоком организационно-художественном уровне награждены директор театра Александр Фомин и художественный руководитель Сергей Казаков.

30 июня 2011На Малой сцене впервые в истории театральной Пензы прошел спектакль с сурдопереводом для детей с ослабленным слухом — генеральная репетиция сказки «День рождения кота Леопольда».

2 июля 2011Премьера сказки «День рождения кота Леопольда» — первой самостоятельной режиссерской работы актера Владимира Карпова, студента РАТИ-ГИТИС (мастерская народного артиста России В.Беляковича).

7 июля 2011218-й театральный сезон закрылся премьерой спектакля «Шум за сценой» по пьесе М.Фрейна в постановке молодых московских режиссеров А.Малашкина и А.Гударевой.

219 сезон (2011-2012): хроника

9 августа 2011На первом после летнего отпуска сборе труппы коллективу театра представили пополнение — сразу 11 новых актеров, 8 из которых только что окончили театральный институт Саратовской государственной консерватории.

6 сентября 2011219-й театральный сезон открылся премьерой спектакля «Куклы» по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау в постановке народного артиста России Валерия Беляковича.

24 сентября 2011Моноспектакль заслуженной артистки России Галины Репной «Оскар и Розовая дама» был показан на Восьмом Международном фестивале «На родине А.П.Чехова» в Таганроге.

14-15 октября 2011Впервые в истории Пензы зрители увидели спектакль зарубежного театрального коллектива: на Малой сцене театра израильский театр «Товарищество актеров» под руководством Ильи Боровицкого показал моноспектакль «У войны не женское лицо» по книге С.Алексиевич в исполнении актрисы Александры Комраковой.

25 октября 2011Премьера спектакля «Поздняя любовь» по пьесе А.Н.Островского в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия Ю.В.Александрова.

19 ноября 2011Премьера спектакля «Ветер шумит в тополях» по пьесе Ж.Сиблейраса в постановке молодого московского режиссера Андрея Шляпина.

25 ноября 2011Решением Пензенской городской Думы заслуженная артистка России Галина Репная награждена памятным знаком «За заслуги в развитии города Пензы».

3 декабря 2011Премьера спектакля «Невероятные приключения Юли и Наташи» по пьесе Г.Грекова и Ю.Муравицкого в постановке Владимира Карпова. Специально на премьеру приехал московский театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова по спецпроектам Павел Руднев.

4 декабря 2011На Малой сцене театра под руководством Павла Руднева прошла творческая мини-лаборатория современной драматургии, на которой были прочитаны две новые пьесы из числа финалистов Международного драматургического конкурса «Евразия-2011».

8 декабря 2011Заслуженный артист России Генрих Вавилов стал лауреатом премии Губернатора Пензенской области за достижения в сфере литературы, журналистики, культуры и искусства.

9-13 декабря 2011Моноспектакль заслуженной артистки России Галины Репной «Оскар и Розовая дама» показан в четырех городах Израиля.

24 декабря 2011В театре началась новогодняя кампания. Дети увидели представление у елки «Новый год! Новый год!» и сказку «Муха-цокотуха» по К.Чуковскому в постановке заслуженного артиста России Василия Конопатина.

30 января 2012Моноспектакль заслуженной артистки России Галины Репной «Оскар и Розовая дама» впервые был показан на Большой сцене театра. Так было решено отметить 65-летний юбилей актрисы (прошедший 7 декабря прошлого года). По окончании спектакля состоялось чествование Г.Е.Репной.

15 февраля 2012. В Малом зале театра прошел концерт для матерей воинов, погибших при исполнении воинского долга, организованный совместно с Социальным управлением города Пензы и Пензенским городским Советом ветеранов войны и труда. На концерт, подготовленный силами молодых актеров театра, пришло около ста человек.

В этот же день на «11 канале» пензенской телерадиокомпании «Наш Дом» вышел первый выпуск программы «Театр от А до Я», подготовленный журналистом Натальей Холиной. Программа стала еженедельной и очень быстро приобрела популярность у театральной общественности Пензы.

22 марта 2012. Премьера спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова в постановке московского режиссера Сергея Стеблюка — бенефиса заслуженной артистки России Натальи Старовойт, сыгравшей роль Раневской. Затем на сцене театра прошло чествование бенефициантки по случаю ее 50-летнего юбилея (актриса отметила его 17 февраля).

6 апреля 2012. На Малой сцене прошел первый предпремьерный показ спектакля «История одного преступления» по пьесе Ольги Михайловой, написанной специально для нашего театра, где впервые на театральной сцене был показан образ выдающегося государственного деятеля России П.А.Столыпина (режиссер Ансар Халилуллин).

9 апреля 2012. Известный московский телеведущий и режиссер Александр Гордон провел пресс-конференцию в качестве руководителя постановки «Примадонны» по пьесе К.Людвига.

7 мая 2012. Открылась новая экспериментальная сценическая площадка «Под кругом», где прошла творческая лаборатория памяти драматурга Вадима Леванова. В качестве модератора лаборатории выступил московский театральный критик, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, педагог, руководитель курса Российского университета театрального искусства — ГИТИС, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Вислов.

В этот же день на инаугурации Президента России В.В.Путина присутствовал художественный руководитель театра Сергей Казаков.

8 мая 2012. На Малой сцене прошла премьера второго в истории театральной Пензы моноспектакля «Василий Теркин» по поэме А.Твардовского (режиссер Наталья Арефьева, исполняет Русланбек Джурабеков).

15 мая 2012. Премьера комедии «Примадонны» по пьесе К.Людвига (руководитель постановки Александр Гордон, режиссер Михаил Народецкий из Израиля).

19-22 мая 2012. Третья зарубежная поездка Пензенского драматического театра в Израиль, где в рамках Международного фестиваля «Театральный дивертисмент» была показана комедия Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена».

12 июня 2012. Пензенский драматический театр занесен в Галерею Почета и Славы Пензенской области за большой вклад в социально-экономическое развитие Пензенской области в 2011 году.

8 июля 2012. Заключительная премьера 219-го театрального сезона: музыкальная сказка «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» по пьесе С.Астраханцева (режиссер Ансар Халилуллин).

220 сезон (2012-2013): хроника

7 сентября 2012. Спектаклем «Примадонны» открылся 220-й, юбилейный театральный сезон.

14 сентября 2012. Первая премьера сезона: спектакль «Господа Головлевы» по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина (режиссер Дмитрий Петрунь).

21 сентября 2012. Спектакль «Жизнь прекрасна!» был сыгран на сцене Таганрогского ордена «Знак Почета» театра имени А.П.Чехова, где проходил Девятый Международный театральный фестиваль «На родине А.П.Чехова».

6 ноября 2012. Спектаклями Пензенского драмтеатра «Муха-цокотуха» и «Куклы» в столице Башкортостана Уфе открылся второй окружной фестиваль «Театральное Поволжье».

11 ноября 2012. На экспериментальной площадке «Под кругом» прошла актерская читка пьесы «Вор» Николая Коляды.

18 ноября 2012. В Пензенском драматическом театре прошел вечер памяти, посвященный 85-летию со дня рождения народного артиста России С.М.Рейнгольда (1927-1981), главного режиссера театра в 1971-1981 гг.

23 ноября 2012. Премьера спектакля «Обыкновенное чудо» по пьесе Е.Шварца (режиссер Андрей Шляпин).

4 декабря 2012. На сайте театра размещена виртуальная экскурсия по зданию театра.

9 декабря 2012. На сцене театра прошло чествование заслуженного артиста России Николая Шевкуненко по случаю 55-летия его службы в Пензенском драматическом театре.

17 декабря 2012. На сайте театра открылся интернет-архив видеозаписей лучших спектаклей прошлых лет.

20-23 декабря 2012. Гастроли театра в Венгрии: на сцене Российского Культурного Центра в Будапеште был показан спектакль «История одного преступления», а также новогодние представления для детей с Дедом Морозом и Снегурочкой и сказка «День рождения кота Леопольда».

22 декабря 2012. Начало новогодней кампании и премьера сказки «Снежная королева» по Г.Х.Андерсену (режиссер Алла Решетникова).

5 февраля 2013. Премьера спектакля «Месье Амилькар» по пьесе И.Жамиака в постановке режиссера из Израиля Михаила Теплицкого.

6 февраля 2013. Прошла пресс-конференция музыканта, актера, основателя и лидера группы «Ва-Банкъ» Александра Ф. Скляра, где он сообщил о подготовке к совместному проекту с Пензенским драматическим театром — постановке спектакля об Александре Вертинском, где Скляр примет участие как актер и певец.

12 февраля 2013. Премьера на Малой сцене спектакля «Дальше будет новый день...» по пьесе Я.Пулинович (режиссер Владимир Карпов) — первая работа в рамках театрального проекта «Из-под пера», призванного знакомить пензенского зрителя с самыми новыми произведениями современной российской драматургии.

6 марта 2013. Спектакль «История одного преступления» транслировался в онлайн-режиме на интернет-портале российского культурного наследия «Культура.рф».

13 марта 2013. Премьера на Малой сцене спектакля «Спокойной ночи, мама» (режиссер — Андрей Шляпин, в ролях — заслуженная артистка России Наталья Старовойт и Мария Соловьева).

26 марта 2013. Накануне Международного дня театра в рамках Всероссийской акции «Ночь в театре» на Малой сцене был показан спектакль «Спокойной ночи, мама».

9 апреля 2013. Сразу два проекта Пензенского драматического театра включены в план Федеральной целевой программы «Культура России» на 2013 год: обменные гастроли с Владимирским академическим областным драматическим театром и постановка спектакля «Чайка» по пьесе А.П.Чехова с использованием режиссерских записей К.С.Станиславского

16 апреля 2013. На выезде в пензенской школе № 57 прошел предпремьерный показ сказки «Королевская корова» по пьесе Л.Титовой и А.Староторжского (режиссер Наталья Арефьева).

20 апреля 2013. Спектаклем Пензенского драматического театра «История одного преступления» в городе Кузнецке Пензенской области открылся II Всероссийский театральный фестиваль «Золотая провинция».

10 мая 2013. Премьера на Малой сцене сказки «Королевская корова» по пьесе Л.Титовой и А.Староторжского (режиссер Наталья Арефьева).

10 мая 2013. Заключительная премьера 220-го театрального сезона — спектакль «Клинический случай» по комедии Р.Куни (режиссер Дмитрий Петрунь).

15-21 мая 2013. Прошли обменные гастроли Пензенского драматического театра с Владимирским академическим областным театром драмы. С 15 по 20 мая Владимирский театр показывал в Пензе свои спектакли «Ханума», «Андрей Боголюбский» и «Моя профессия — синьор из общества». Пензенский театр с 16 по 21 мая играл на владимирской сцене «Куклы», «Обыкновенное чудо» и «Позднюю любовь».

20-26 мая 2013. Неделя документального театра «Пенза как она есть». В течение пяти дней в Малом зале театра проходил семинар в форме бесед  о документальном театре в современной России, а итогом недели стали  пять эскизов документальных пьес о разных сторонах жизни нашего города: о ветеранах, о криминале, о проблемах семьи, об общественных движениях и о пензенских меценатах. Для Пензы это был первый подобный опыт в жанре документального театра. Идея создания пьес о наших земляках-современниках родилась на II гуманитарном форуме «Проект Провинция» в октябре прошлого года у московского критика Григория Заславского и худрука драмтеатра Сергея Казакова и была внесена в итоговую резолюцию форума как проект, посвященный приближающемуся 350-летию Пензы.

Руководили семинаром вместе с критиком Г.Заславским известные драматурги Елена Исаева и Ольга Михайлова (автор пьесы «История одного преступления»). Сбором и подготовкой материалов для документальных пьес занимались студенты специальности «Журналистика» историко-филологического факультета педагогического института Пензенского государственного университета под руководством своих преподавателей: заведующего кафедрой, доктора филологических наук профессора И.П.Щеблыкина и кандидатов филологических наук, доцентов Е.Н.Сердобинцевой, А.С.Жукова и Е.К.Ревы. А тексты эскизов пьес создали Елена Исаева и московские драматурги более молодого поколения, уже хорошо известные в театральном мире: Виктория Доценко, Марина Крапивина, Виктор Нижельской и Павел Савчук.

18 июня 2013. На Малой сцене Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» в рамках конкурсной программы 4-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» заслуженная артистка России Галина Репная сыграла моноспектакль «Оскар и Розовая дама» по повести Э.-Э.Шмитта. По итогам фестиваля Г.Репная стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль».

21 июня 2013. Решением Пензенской городской думы народный артист России Михаил Каплан  награжден памятным знаком «За заслуги в развитии города Пензы».

221 сезон (2013-2014): хроника

3 сентября 2013. Премьерой спектакля «Звездный час» по пьесе К.Людвига в постановке режиссера Александра Загораева открылся 221-й сезон Пензенского драматического театра.

8 сентября 2013. Спектакли «Господа Головлевы» и «История одного преступления» показаны на V Всероссийском фестивале «Старейшие театры России в Калуге». По итогам фестиваля в номинации «Высокое мастерство в воплощении русской классики» награждена заслуженная артистка России Галина Репная, исполнившая роль Арины Петровны в спектакле «Господа Головлёвы», а в номинации «Лучшая роль второго плана» — Ольга Белякова, исполнившая роль Федосьи в спектакле «История одного преступления».

17 сентября 2013. Состоялся бенефис народного артиста России Михаила Каплана — творческий вечер «Звезды экрана и сцены — жителям Пензы. Михаил Каплан в кругу друзей».

10 октября 2013. Спектакль «Господа Головлевы» показан на IX Всероссийском театральном фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину» в Белгороде и удостоен диплома «За поиск своего пути в воплощении классики».

22 октября 2013. На сцене театра прошло чествование заслуженного артиста России Генриха Вавилова по случаю 60-летия его творческой деятельности.

22 ноября 2013. Премьера спектакля «Чайка» по пьесе А.П.Чехова (режиссер Андрей Шляпин). Постановка осуществлена на средства Министерства культуры Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

30 ноября 2013. В рамках долгосрочного творческого проекта «Из-под пера» — премьера спектакля «Как боги» по пьесе известного российского прозаика и драматурга, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова в постановке заслуженного артиста России Василия Конопатина — первое сценическое воплощение этой пьесы.

7 декабря 2013. Второй премьерный показ спектакля «Как боги» посетил автор пьесы — известный российский прозаик и драматург, главный редактор «Литературной газеты», член Совета при Президенте России по культуре и искусству Юрий Поляков.

9 декабря 2013. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев подписал распоряжение «О присуждении премий Губернатора Пензенской области за выдающиеся достижения в сфере средств массовой информации, культуры и искусства по итогам 2012 года». В номинации «Вклад в развитие театрального дела» лауреатом премии стал художественный руководитель Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, заслуженный артист России Сергей Казаков за актерскую работу в спектаклях «Господа Головлевы» и «Месье Амилькар».

21 декабря 2013. В театре началась новогодняя кампания. Дети увидели олимпийское представление у елки «Новый год успехи в спорте принесет!» (автор и режиссер — Владислав Матюкин) и сказку «Новогодние приключения Малыша и Карлсона» по мотивам повести А.Линдгрен в постановке Максима Новикова.

22 января 2014. Премьера шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в постановке народного артиста России Валерия Беляковича.

4 февраля 2014. Распоряжением Губернатора Пензенской области В. К. Бочкарева за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетний плодотворный труд медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью» награждены ветераны пензенской сцены, заслуженные артисты России Генрих Вавилов и Николай Шевкуненко. Почетное звание «Заслуженный работник культуры Пензенской области» присвоено ведущей артистке театра Альбине Смеловой.

26 февраля 2014. Приказом Министра культуры Российской Федерации В.Р.Мединского в Федеральную целевую программу «Культура России» включены две заявки Пензенского драматического театра: постановка спектакля по неоконченному юношескому роману М.Ю.Лермонтова «Вадим» и проведение в октябре 2014 года Первого Международного театрального фестиваля русской классики «Маскерадъ», посвяшенного 200-летию М.Ю.Лермонтова.

4 апреля 2014. Состоялся бенефис заслуженного артиста России Василия Конопатина по случаю его 65-летия (исполнилось накануне, 3 апреля). Впервые на большой сцене был показан спектакль «Как боги», поставленный В. Я. Конопатиным как режиссером (премьера прошла 30 ноября 2013 на малой сцене), а затем было устроено чествование юбиляра.

10 апреля 2014. На сцене Российского культурного центра в Будапеште с успехом прошла премьера спектакля Пензенского драматического театра «Герой нашего времени» по роману М. Ю. Лермонтова в инсценировке Виталия Соколова и постановке Андрея Шляпина. Русскоговорящие жители венгерской столицы стали первыми, кто увидел новую камерную постановку театра — очередной совместный проект театра с Объединением государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области. 11 апреля спектакль был показан в городе Дебрецен.

18 апреля 2014. На Малой сцене театра прошел первый показ спектакля «Герой нашего времени» для пензенских зрителей.

25 апреля 2014. Пензенский драматический театр принял участие в III Международном театральном фестивале «Золотая провинция», который проходил в городе Кузнецке Пензенской области. На сцене муниципального творческого центра «Родина» были показаны сказка Л. Титовой и А. Староторжского «Королевская корова» и трагифарс В. Беляковича «Куклы».

26 апреля 2014. В день 90-летия со дня рождения народной артистки России Людмилы Алексеевны Лозицкой (1924-2010) в конференц-зале драмтеатра прошел вечер ее памяти.

29 апреля 2014. Состоялась общественная сдача спектакля «Бедность не порок» по пьесе А. Н. Островского. Впервые в истории Пензенского драматического театра будущую премьеру обсуждали приглашенные на предпремьерный показ зрители: представители театральной общественности города, студенты вузов, участники и руководители любительских театральных коллективов.

30 апреля 2014. Премьера спектакля «Бедность не порок» по пьесе А. Н. Островского (режиссер-постановщик — Алексей Шавлов, дипломник РУТИ — ГИТИС, ученик заслуженного деятеля искусств России С. В. Женовача).

12 мая 2014. Пензенский драмтеатр открыл спектаклем «Господа Головлевы» конкурсную программу VIII театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова, проходившего на сцене Тамбовского государственного ордена «Знак Почета» драматического театра. Заслуженная артистка России Галина Репная, исполнительница роли Арины Петровны Головлевой, номинирована на главную награду фестиваля — премию «Актриса России».

19 мая 2014. В Тамбове прошла торжественная церемония закрытия VIII театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова. Решением жюри главная награда фестиваля имени Н. Х. Рыбакова — премия «Актриса России» — присуждена актрисе Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, заслуженной артистке России Галине Евгеньевне Репной за роль Арины Петровны в спектакле «Господа Головлевы». Кроме того, специальным призом Союза театральных деятелей России «Надежда Союза» отмечена работа в этом же спектакле Николая Шаповалова, исполнившего роль Петеньки.

25 мая 2014. Прошла заключительная премьера 221-го театрального сезона на большой сцене театра — сказка «Кот в сапогах» по пьесе драматурга Ивана Чернышева, поставленная Натальей Арефьевой.

10 июня 2014. На малой сцене прошла заключительная премьера 221-го театрального сезона — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса в постановке молодого режиссера из Санкт-Петербурга Евгении Никитиной.

13 июня 2014. На сцене Оренбургского государственного драматического театра имени М. Горького в рамках первого фестиваля городов Поволжья показан спектакль «Месье Амилькар».

20-24 июня 2014. Спектакль «Герой нашего времени» сыгран в израильских городах Ашдод, Иерусалим и Ришон ле-Цион. На заключительном показе 24 июня присутствовал народный артист России Михаил Каплан, проходящий в Израиле курс лечения.

6 июля 2014. Комедией «Примадонны» завершился 221-й театральный сезон Пензенского драматического театра.