Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
7 октября 2015

7 октября исполнилось бы 85 лет Николаю Шевкуненко

Все мы были уверены, что его очередной юбилей отметим скромным, но веселым застольем, и будут поздравления, официальные и не очень, и будут нескончаемые рассказы юбиляра о разнообразных случаях из его долгой жизни — уж на это он был мастер, каких поискать... Да и в самом деле, все, кто видел Николая Никифоровича впервые, на вопрос о его возрасте — задумывались: «Ну, лет 60... Неужели 65?» И крайне удивлялись, узнав, что ветерану пензенской сцены идёт уже девятый десяток. Он был бодр, подвижен, энергичен, общителен — словом, жизнелюбив в высшей степени. И вдруг сгорел в одночасье, меньше чем за год. Онкология — дело такое...

Но до сих пор странно, что он уже ни к кому не постучится в дверь кабинета, не войдет и, упорно отказываясь присесть («Я еще не устал, да и какие мои годы!»), не заведет разговор о прошлом, о настоящем, о будущем — в будущее он смотрел очень оптимистично, несмотря на свой почтенный возраст. Таким мы все помним его — заслуженного артиста России Николая Никифоровича Шевкуненко, которому 7 октября 2015 года исполнилось бы 85 лет.

Впрочем, сегодня в театре уже нет тех, кто мог бы вспомнить самое начало его творческого пути в Пензе. Ибо прибыл он сюда в 1957 году, на несколько лет раньше, чем ныне здравствующие долгожители театра — Анатолий Сергеевич Гуляев и Генрих Дмитриевич Вавилов, пришедшие в самом начале шестидесятых. Стоял декабрь, на редкость морозный, и Николай Шевкуненко, сойдя на перрон с поезда, спросил у кого-то из прохожих, как доехать до театра. А тот рассмеялся: «У нас туда ничего не едет!» и показал ему дорогу — ходу-то от вокзала до театра десять минут, «по диагонали иди». Был понедельник, традиционный театральный выходной, но в огромных стеклянных окнах фойе горел свет, виднелись люди — оказывается, по понедельникам там были танцы! Продрогшего нового актера встретил администратор, отвел в буфет, напоил чаем... И вот так у выпускника Брянского театрального училища, уже успевшего послужить на нескольких сценах страны — в родном Брянске, в Астрахани, в Орле, начался роман с Пензой — роман, который с небольшими перерывами продлился 57 лет.

Любой актер — это, прежде всего, его роли. Ими Николай Никифорович обделен не был, в Пензенском драмтеатре он сыграл более чем в 100 спектаклях. Были у него роли, о которых мечтает каждый артист, были работы в ныне забытых пьесах, были главные, второстепенные и эпизодические, в спектаклях классических и современных — но зрители их запоминали.

В репертуарном листе Шевкуненко — Транио в «Укрощении строптивой» Шекспира и принц Фарнезе в «Дон Карлосе» Шиллера, Мика Ставинский в «Барабанщице» Салынского и дворецкий Фиппс в «Идеальном муже» Уайльда, дон Фернандо в «Дуэнье» Шеридана и Николай в пьесе Розова «В день свадьбы», уже упомянутый булгаковский Алексей Турбин и шеф полиции Пантера-Браун в брехтовской «Трехгрошовой опере»... А еще интеллигентный архивариус Шарлемань в «Драконе» Шварца, одинокий профессор Окаемов в «Машеньке» Афиногенова, суровый Сила Ерофеич Грознов в «Наливных яблоках» Островского, мудрый фермер Карри в «Продавце дождя» Ричарда Нэша. И три, может быть, лучших его работы: Барон — Скупой рыцарь из пушкинских «Маленьких трагедий», вышедших в начале 1999-го; мясник Лейзер-Вольф в «Поминальной молитве» Григория Горина, премьера которой состоялась в декабре 2002-го; адвокат Герасим Порфирьич Маргаритов в спектакле по пьесе Островского «Поздняя любовь», поставленном в октябре 2011-го.

Впрочем, сценой не исчерпывалась небывало насыщенная жизнь заслуженного артиста. Когда он заходил поговорить, то увлеченно рассказывал о том, как только что побывал на спецгашении почтовых конвертов по случаю какого-нибудь важного пензенского события, или о новых юбилейных монетах, а то специально приносил показать старые документы: о назначении его директором пензенского кукольного театра (да, был и такой факт его биографии в 1965 году), или приказы об установлении тарифной ставки ему как киноактеру — Николай Шевкуненко с 1983 по 1992 годы снялся в двенадцати фильмах, не самых, правда, известных, но некоторые из них на слуху: «Семен Дежнев», «Дикое поле», «Гроза над Русью», «Очаровательные пришельцы» и т. д.; или делился историями, которые здесь опубликовать невозможно ввиду их чрезмерной фривольности; или вспоминал о войне.

Великая Отечественная всегда была особой темой для Николая Никифоровича. 11-летним мальчишкой он участвовал в Людиновском комсомольском подполье, подробности о котором продолжают открываться в наши дни. В городок Людиново Калужской области Коля Шевкуненко с семьей переехал перед войной, а в 1941-м город оккупировали немецкие войска. И молодежное подполье начало действовать — не хуже знаменитой «Молодой гвардии» в Краснодоне. Еще почти подростки, они расклеивали листовки, таскали у немцев оружие, собирали информацию о передвижении немецких войск. Колю Шевкуненко выследили и вместе с семьей бросили с Жиздринскую тюрьму, откуда направили в концлагерь, да во время перевозки пленных отбили партизаны. А юных подпольщиков, оставшихся в Людинове, схватило и расстреляло гестапо.

Подробный рассказ о том, как Николай Шевкуненко вновь побывал в городе своей военной юности, три года назад опубликовала в «Пензенской правде» журналист Марина Сергеева, ушедшая в прошлом году из жизни. Вы можете прочитать статью под заголовком «На мертвый-живой рассчитайсь...» вот по этой ссылке. А от себя добавим, что День Победы всегда был для Николая Никифоровича самым святым праздником.

В последний раз заслуженный артист России Николай Шевкуненко вышел на сцену 1 марта 2014 года в небольшой комической роли сэра Уилби Нельсона из комедии Рэя Куни «Клинический случай». Потом перенес тяжелую операцию, после которой уже не восстановился.

Он уходил из жизни долго и болезненно. Но держался до последнего. Из театра у него бывали только худрук Сергей Казаков и режиссер Анатолий Гуляев, с которым они дружили с 1960 года. Потом уже, когда в театре прощались с покойным, Сергей Казаков предположил, что Николай Никифорович так держался за жизнь, потому что хотел дожить до 70-летия Великой Победы, до своего святого праздника. Но — не смог.

Николай Шевкуненко умер 3 марта 2015 года.

Его биография — как и биографии всех наших великих театральных «стариков» — еще ждет своих настоящих исследователей. Это вопрос времени. А пока просто будем хранить память о Николае Никифоровиче Шевкуненко — жизнелюбивом, многогранном и очень талантливом человеке. Ему, напомним, исполнилось бы сегодня 85 лет...