Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
6 июня 2020

К Пушкинскому дню России. Пушкин и Пензенский драматический театр

Сегодня — День русского языка или иначе — Пушкинский день России, 221 год со дня рождения «нашего всего» Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин и театр — вообще отдельная и очень интересная тема. Мало того, что театр так или иначе упоминается во многих его произведениях (знаменитое «Театр уж полон; ложи блещут» — это ведь из первой главы «Евгения Онегина»); мало того, что он — автор очень интересных и самобытных драматических произведений разного объема — как законченных («Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Сцена из “Фауста”»), так и незавершенных («Русалка», «Сцены из рыцарских времен»); но его смело можно назвать одним из первых русских теоретиков театра и театроведов — к примеру, неоконченная статья Пушкина «О народной драме и о драме “Марфа Посадница”» (1830) являет собой образец блестящего анализа самой природы театра и драматургии, где поэт выступает как убежденный сторонник внешней условности в театральном искусстве при условии внутренней правдивости:

«Правдоподобие всё еще полагается главным условием и основанием драматического искусства. Что если докажут нам, что самая сущность драматического искусства именно исключает правдоподобие? Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые согласились etc. <...>
Если мы будем полагать правдоподобие в строгом соблюдении костюма, красок, времени и места, то и тут мы увидим, что величайшие драматические писатели не повиновались сему правилу. У Шекспира римские ликторы сохраняют обычаи лондонских алдерманов. У Кальдерона храбрый Кориолан вызывает консула на дуэль и бросает ему перчатку. У Расина полускиф Ипполит говорит языком молодого благовоспитанного маркиза. Римляне Корнеля суть или испанские рыцари, или гасконские бароны, а Корнелеву Клитемнестру сопровождает швейцарская гвардия. Со всем тем Кальдерон, Шекспир и Расин стоят на высоте недосягаемой, и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов...
Какого же правдоподобия требовать должны мы от драматического писателя? <...> Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».

При всём при этом немногочисленные пьесы Пушкина не так уж часто появляются на сцене, гораздо больше инсценировок его стихов и прозы. Кстати, музыкальному театру в этом плане повезло существенно больше, чем драматическому — оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова признаны мировыми шедеврами, их ставят на лучших оперных сценах.

Но всё же давайте вспомним «пушкинские» спектакли Пензенского драматического театра — как созданные по его произведениям, так и те, где Пушкин сам появляется в качестве персонажа. Их было не так уж много.

Известно, что в сезоне 1902 года Драматический кружок Народного театра ставил инсценировку «Капитанской дочки». В 1918 году на сцене уже Гарнизонного театра режиссёр Пётр Струйский выпустил «Моцарта и Сальери». В сезоне 1936-1937 годов, к столетию гибели Пушкина, вышла инсценировка повести «Станционный смотритель» в постановке Н. Зорина, а в 1949 — «Сказка о царе Салтане».

В 1993 году режиссер Ювеналий Калантаров поставил трагедию «Борис Годунов», где заглавную роль исполнил Григорий Мазур, и эта его работа впоследствии не раз была отмечена критикой. В спектакле была занята практически вся труппа театра: Самозванца играл Евгений Бакалов, Шуйского — Борис Уксусов, Воротынского — Александр Нехороших, Марину Мнишек — Наталья Старовойт, Варлаама и Мнишека — Михаил Каплан, Басманова — Андрей Дымшаков, царевну Ксению — Татьяна Карпекина, Юродивого — Сергей Казаков и т. д.

Последняя по времени постановка по пушкинским произведениям вышла в 1999 году, к 200-летию поэта: это был спектакль «Маленькие трагедии», созданный молодым режиссером из Москвы Ольгой Субботиной. В сценическую композицию вошли три из четырех пьес цикла: «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Действие происходило в современности или, точнее, во вневременности — и это не смущало зрителей, пушкинский текст, не измененный ни в одном слове, звучал свежо и актуально. Роли исполняли Николай Шевкуненко (Барон), Генрих Вавилов (Монах), Александр Нехороших (Священник), Антон Хатеев (Альбер, Вальсингам), Евгений Бакалов (Дон Гуан), Сергей Казаков (Лепорелло, Молодой человек), Юрий Шайхисламов (Герцог), Татьяна Городецкая (Лаура, Луиза), Татьяна Карпекина (Дона Анна), Альбина Смелова и Елена Яковлева (Мери), Андрей Аббасов (Дон Карлос), Григорий Мазур (Статуя Командора) и другие.

Были на пензенской сцене, как уже говорилось, и спектакли, где Александр Сергеевич действовал на сцене как персонаж. В самом начале 1975 года режиссер Виктор Давыдов поставил стихотворную драму советского драматурга Владимира Соловьева «Гибель поэта», речь в которой, как нетрудно понять из названия, шла о последних днях Пушкина перед роковой дуэлью с Дантесом. Роль поэта исполнял Виктор Налобин, роль его жены Натальи Николаевны — Лидия Шапоренко. В спектакле были заняты также Генрих Вавилов (Николай I), Давид Доля (Бенкендорф), Николай Шевкуненко (Дубельт), Михаил Каплан (Геккерен), Александр Краснов (слуга Никита), Владимир Панков (Нессельроде) и многие другие.

И еще раз Пушкин появился на сцене Пензенского драмтеатра совсем недавно — в 2017 году. В пьесе молодого столичного драматурга Елизаветы Трусевич «В зале есть врач?», победившей в конкурсе Министерства культуры России по поддержке современной драматургии, поэта спасал от смерти другой писатель и по совместительству врач — Антон Чехов, неведомо как оказавшийся у постели раненого (потом, спустя годы, самого Чехова спасал от чахотки еще один врач-писатель — Михаил Булгаков). В камерном спектакле, который поставил на малой сцене московский режиссер Ансар Халилуллин, Пушкина (или, как написано в программке, «за Пушкина») играет худрук театра, заслуженный артист России Сергей Казаков, за Наталью Николаевну — заслуженная артистка России Альбина Смелова, а за доктора Владимира Даля — Алексей Болдырев.

Фото © Владимир Кусков, Александр Назаров, Дмитрий Журкин, Евгений Карасёв