Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Влюбляться полезно. Иначе не будет чуда

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 91 (24228)
30 ноября 2012

Премьеру спектакля «Обыкновенное чудо» в Пензе ждали с нетерпением. Многим полюбилась эта сказка Евгения Шварца благодаря фильму Марка Захарова. Но оказалось, что сравнивать фильм и спектакль — дело неблагодарное.

Само по себе произведение, конечно, многозначное. И эта особенность каждому постановщику дает возможность смещать акценты. Можно говорить о судьбе творца на примере волшебника, о самодурстве, которое олицетворяет король, о...

Московский режиссер, который приехал на постановку в Пензу, Андрей Шляпин сказал сразу:

— Мы не стали акцентировать внимание на политических и со­циальных моментах, поставив во главу угла любовь. Хотя она вплетена в жизненные перипе­тии, в которых существуют пре­дательство и коррупция, тиранст­во и беспринципность. Но мы говорим со зрителем о любви.

То, что основной посыл режис­сера зрителям — любовь, чувству­ется с самых первых сцен. Ею живут не только главные герои — Принцесса и Медведь, но и ос­тальные персонажи. Одна за другой перед зрителями предстают три романтические истории.

Налетел ураган, любовь пришла!

Тон задают Волшебник и его жена (актеры Евгений Харито­нов и Вера Дупенко). Лейтмо­тив их отношений — неизбежная разлука: он бессмертен, а она — обычный человек. Отсюда его неземная нежность и стремление превратить жизнь своей любимой в сказку.

Для нее он каждый день тво­рит чудеса, целые миры. Только бы она не скучала, только бы удивлялась.

Для объяснения в любви жене Волшебник каждый раз при­думывает новые лав стори. На сцене появляются главные герои — Принцесса и Медведь, превращенный в юношу (в премьерных спектаклях их сыграли две пары — Анна Гальцева и Юрий Землян­ский, Елена Пустовалова и Петр Матюшков). Они встречаются, влюбляются и... расстаются. «На­летел ураган, любовь пришла» со всеми ее радостями, печалями и разлуками.

Однако в этих сценах зрители больше сочувствуют не главным героям, чьи романтические чувст­ва подверглись испытаниям, а отцу — королю, роль которого блестяще сыграл Александр Куп­риянов. Актер так пронзительно чистосердечен в проявлении сво­их чувств, что публика отдает все свое сочувствие этому старому, смешному, самозабвенно любя­щему своего ребенка человеку.

Кстати, в начале спектакля у многих зрителей были опасения, удастся ли пензенским артистам отойти от образов, созданных ге­ниальными актерами в фильме Марка Захарова. Удалось. В пер­вую очередь Александру Купри­янову. Его король порывистый, энергичный, эксцентричный и, конечно, очень забавный. Но совсем не сказочный, особенно в выражении своих чувств к до­чери. Он то расточает нежность, радуясь ее счастью, то впадает в отчаяние, глядя, как она страда­ет, то готов убить в гневе всяко­го, причиняющего ей боль. Роль Александра Куприянова — несом­ненная удача спектакля.

Кристаллизация любви

А режиссер продолжает исследо­вать природу любви уже на примере пары — придворная  дама и трактирщик (актеры Наталья Старовойт и Василий Конопатин). Когда-то ревность вкупе с гордостью разрушила их чувс­тво. Они безрадостно прожили свои жизни. И вот им дан второй шанс, и они делают выбор в поль­зу любви, понимая, что важнее ее ничего нет на свете.

В спектакле постоянно звучит тема выбора. Во всех сюжетных линиях идет спор между рацио­нальной жизнью и чувственной, безрассудством и здравым смыс­лом. А кто-то живет по принци­пу «куда кривая вывезет». В этом смысле показателен еще один персонаж — министр-администратор, роль которого, на мой взгляд, талант­ливо сыграл Павел Тачков.

Перед актером стояла очень сложная задача — потягаться с са­мим Андреем Мироновым. Павлу удалось найти новые краски для своего героя: он более холодный, более расчетливый, более цинич­ный. Словом, более современный, чем министр тридцатилетней дав­ности (фильм Марка Захарова был снят в 1978 году). Перед этим персонажем никогда не стоит про­блема выбора, он руководствуется только выгодой, чувства других людей его не интересуют.

Но вернемся к Принцессе и Медведю, вокруг любви которых закручен сюжет. Молодые актеры на протяжении действа старались показать всю гамму чувств, испы­тываемых их героями, но настоя­щей искренности и глубины им удалось достичь только в послед­них сценах.

Скорее всего, так и было за­думано режиссером. Спектакль начинается как настоящая сказ­ка, все художественные средства и приемы направлены на чудеса. И дом волшебника напоминает сказочный шатер, и герои появ­ляются в нем неожиданно и так же пропадают. Но постепенно, по ходу спектакля, действо превра­щается в метафорическую при­тчу, а к концу и вовсе выливается в трагическую жизненную исто­рию, где все чувства обнажены и вполне реальны. Только любви под силу сотворить чудо, что и происходит. Это и удивительно, и обыкновенно.

Поверить в чудеса помогали актеры Анатолий Громов, Игорь Серебряный, Русланбек Джурабеков, Илья Кочетков, Анна Арзямова, Елена Павло­ва, художник-постановщик Олег Авдонин, художник по костюмам Евгения Полякова, автор музы­кального оформления Валерий Куликов.

Галина ИСАЙЧЕВА.