Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Салтыков-Щедрин все про нас знал

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 74 (24211)
28 сентября 2012

На сцене разворачивались события покруче, чем в иных телепрограммах «Пусть говорят»

Ох, и переживала я за этот спектакль! Очень хочется, чтобы в нашем театре было как можно больше серьезных и значимых работ. А тут заявлено произведение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Драматичное, мрачное, даже страшное. Как ни изгаляйся, а ничего веселенького в постановку не воткнешь. Что скажет публика?

И вот открывается занавес... Да, мрачновато... Декорации скупы: замкнутое пространство амбара, стены из темных досок, стол да рукомойник, да ведра с мешками.

Вот кто может догадаться, что эти ведра и мешки станут вырази­тельными инструментами в руках актеров, будут звенеть, греметь, шуршать, то наполняться, то сно­ва пустеть. Но это потом, а пока — на сцене мрак.

И вдруг замечаешь экран над де­корациями, он светится и воспри­нимается как окно в другой мир, хотя в нем отображается происхо­дящее на сцене. Я так поняла, что режиссер дает вначале отдыхать зрителям на этом светлом пятне, переключаться со сценического пространства, напоминающего гроб. К середине первого акта мне уже не нужно было поднимать гла­за к экрану — сработало колдовство режиссера, произошло погружение в спектакль. Даже не знаю, остава­лась ли эта проекция (другие гово­рят, что да, была до конца).

Сам термин «колдовство» мне подарил молодой актер Николай Шаповалов, сыгравший Петеньку. Он рассказал о своем восприятии романа и добавил:

— А дальше — режиссер колдует.

Дмитрий Петрунь наколдо­вал...

Большинство опрошенных мною людей сказали о спектак­ле: «Мощно». Секрет режиссера раскрыла актриса Анна Арзямова, тоже из молодых:

— Дмитрий говорил нам, что ставит спектакль про себя. Что самая страшная война — это вой­на внутри семьи. Что ни одна семья в России не избежала тех трагедий, которые происходят в спектакле.

— Это такая современная вещь! — вступил в разговор Николай. — Я пригласил на премьеру сво­их друзей, мне было интересно: пробьет их или нет. Вы знаете, за­цепило, тронуло. Некоторые даже прослезились...

— Спектакль получился жиз­ненным. В нем нет красивостей. Все правда, — считает Анна.

Николай:

— Мне нравится тема отно­шения между родственниками. Мой герой проигрывает 3 тысячи рублей (сейчас это равносильно 3 миллионам!) и приезжает к отцу просить денег. Эту ситу­ацию можно перевести на ны­нешних наркоманов, игроманов... Я смотрю телепередачи типа «Пусть говорят!» — да там сплошной Салтыков-Щедрин. Как часто родные люди уничто­жают друг друга.

Кстати, Николай Шаповалов прекрасно сыграл сцену возвра­щения домой, прямо пронзитель­но. Потому мне и было интересно поговорить с ним.

И Анну я пригласила, чтобы выразить свое восхищение. Она, уже завоевавшая популярность, играла роль без единого слова. Ее Дуняшка весь спектакль на сцене — то прядет, то мешки таскает. В общем, крепостная девка, в на­чале молоденькая, в конце уже старушка. Аня не фон создавала — играла, из образа ни на секунду не вышла.

— Нам в институте мастера го­ворили: мол, поначалу кроме «Ку­шать подано», «Барин приехал» ничего не ждите. А мы как-то сразу попали на серьезные роли в «Куклах» и еще в ряде спектак­лей. Но вот период массовки все же настал для меня. Нормально!

Теперь о главных ролях. На­деюсь, их исполнители не оби­делись, что начала я с молодых. Корифеев мы знаем, они — наши, а к молодым все приглядыва­емся: оправдают ли надежды? Оправдывают!

Порфирия Головлева (Иудуш­ку) сыграл заслуженный артист России, художественный руково­дитель театра Сергей Казаков. Он признался, как ему было трудно. Ответственность за весь театр, множество дел и — репетиции в таком большом и сложном спек­такле. Роль, конечно, его. И такое ощущение, что он пока только примеривается к ней и выдаст еще на-гора.

Нашей любимой Галине Реп­ной досталась волевая женщина. И чувствуется, что нелегко, не­легко дается ей длинная по пе­реживаниям роль — от властной хозяйки до приживалки и сума­сшедшей. Но дается.

Получается, что всем в этом спектакле нелегко. А у режиссе­ра, говорят, вообще был нервный срыв в день премьеры. Но это вот как на мели идешь спокойно по донышку, а в глубоком месте, да при сильном течении — плывешь, борешься, устаешь. Но если пре­одолеваешь, то долго помнишь и опыт имеешь драгоценный.

А кому интересно ходить по мели?

Светлана ФЕВРАЛЕВА.

О режиссере

Дмитрий Петрунь — ученик Олега Табакова, в 1998 году окончил его курс в школе-студии MXAT и проработал несколько лет в «Табакерке». Режиссер телесериалов «Петровка, 38. Команда Петровского», «Спальный район», «Случайный свидетель», «Монтекристо», «Черкизона». Был главным режиссером Кемеровского театра дра­мы. Ставит спектакли в московских и провинциальных театрах.