Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

29 августа народному артисту России Михаилу Яковлевичу Каплану исполнилось 80 лет

«Антракт» «Антракт»
№ 12 (12)
13 сентября 2012

Провинциальным театрам «звёздность» вообще мало свойственна. Когда местные зрители специально ходят на кого-то из «своих» — это редкий случай. Но Михаил Каплан для Пензы — величина абсолютная.

Биография его, как, впрочем, и у всех наших великих «стариков», особым разнообразием не отличается. Ну, может быть, чуть-чуть длиннее, потому что в труппу Пензенского драматического в 1971 году Михаил Каплан пришел уже зрелым актером с дипломом Ленинградского государственного института театра, музыки и кино и серьезным опытом работы в Петрозаводском, Читинском и Ставропольском театрах (из последнего он и приехал в Пензу вслед за легендарным режиссером Семеном Рейнгольдом). Но именно этот театр стал для него главным и на всю жизнь.

Фактура Каплана — фактура, казалось бы, прирожденного комического актера — как бы сама настойчиво предлагала ему исключительно роли простачков-хитрецов: чем не идеальный Аркашка Счастливцев из «Леса» Островского (которого он с блеском и сыграл позже, в 1984)? Из той же компании и Лыняев в «Волках и овцах», и Оргон в мольеровском «Тартюфе», и доктор Бартоло в «Севильском цирюльнике» и «Женитьбе Фигаро», и великолепный кот Бегемот в «Мастере и Маргарите»...

Но уже в роли Сарафанова из вампиловского «Старшего сына» зазвучали трагикомические ноты, а в «Продавце дождя», где Каплан играл обаятельного то ли чудотворца, то ли мошенника Билла Старбака, — пронзительная лирика и мечта о лучшем. И, конечно, среди главных удач Каплана-лирика — Менаше в спектакле «Сад» по пьесе Й.Бар-Йосефа, где его партнершей была юная Наталья Старовойт.

А есть среди героев Каплана и такие персонажи, у кого за внешним комизмом скрыто зловещее нутро: Расплюев у Сухово-Кобылина, Вышневский в «Доходном месте» и — из совсем недавних — Мамаев в «На всякого мудреца...» Островского,  Золотуев в «Прощании в июне» того же Вампилова. Ну, и квинтэссенция «страшных людей» отечественной драматургии — «бывший душевнобольной» Бургомистр в «Драконе» Е.Шварца, ставшем вторым пензенским спектаклем Валерия Беляковича.

Но лучшая, по общему мнению, роль Михаила Каплана на пензенской сцене — это, конечно, Тевье-молочник в «Поминальной молитве» Г.Горина, поставленной к 70-летию актера режиссером Малого театра Виталием Ивановым (кстати, во время не столь давних гастролей в Москве на фестивале памяти Горина критики признали наш спектакль одним из лучших в России воплощений этой пьесы). Как бы банально это не звучало, но Каплан не играет роль отца большого еврейского семейства из российской деревушки — нет, он по-настоящему проживает ее, от комедии до трагедии — всё как в жизни. И зал то смеется до упаду, то затихает, то дружно смахивает слёзы. Впрочем, так бывает на всех спектаклях, где занят народный артист России Михаил Каплан. Лишнее свидетельство тому — совсем свежая работа, Фирс в чеховском «Вишневом саде», одна из самых знаковых ролей русского и мирового театра, сыгранная очень обаятельно и тоже — с юмором и драматизмом.

К большому сожалению, бенефис актера, запланированный вначале на эту осень, пришлось перенести: Михаил Яковлевич сейчас на лечении в Израиле. Но после Нового года он всерьез настроен приступить к репетициям своего бенефисного спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» по пьесе Н.Думбадзе и Г.Лордкипанидзе. Ставить спектакль согласился молодой московский режиссер Андрей Шляпин, который в прошлом году удачно дебютировал в нашем театре спектаклем «Ветер шумит в тополях».

И нет сомнений, что в новом спектакле каждый выход Михаила Каплана на сцену зал будет встречать аплодисментами. Как, впрочем, и всегда, уже много лет...

Виталий СОКОЛОВ,
зав. литературно-драматургической частью
Пензенского областного драматического театра

Источник: «Антракт»