Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
9 февраля 2024

Сегодня — 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Ровно 150 лет назад — 9 февраля (28 января по старому стилю) 1874 года — в Пензе, в семье известного винозаводчика Эмиля Мейергольда родился восьмой ребёнок, который получил имя Карл Казимир Теодор. Тот самый, который известен теперь всему миру как Всеволод Эмильевич Мейерхольд — актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор мирового театра.

Первый исполнитель ролей Треплева и Тузенбаха в чеховских постановках Московского Художественного театра — соответственно в «Чайке» и «Трех сестрах», первый постановщик блоковского «Балаганчика» в Петербурге, режиссер знаменитых спектаклей «Маскарад», «Ревизор», «Горе уму», создатель знаменитой «биомеханики»... Мы с полным правом можем гордиться своим земляком — он из тех людей, кому (как и многим, рожденным в Пензе) удалось перевернуть мир, в данном случае — мир театральный.

И потому мы бережно храним его память. Именно в Пензе в 1984 году открыт первый в мире мемориальный музей режиссера (ныне — Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», основанный Наталией Кугель). Именно в Пензе в 1999 году поставлен ему памятник — тоже первый в мире. Именно в Пензе в 2019 году по инициативе худрука Пензенского драмтеатра Сергея Казакова прошел первый театральный фестиваль, посвященный Мейерхольду, — третий тематический «МаскерадЪ».

Хотя, если спросить нас о сути его художественного метода, мы можем оказаться в замешательстве: да, мы, конечно, слышали что-то о «биомеханике», но где она, например, в пышном «Маскараде» на сцене Александринского театра или в столь же роскошной, непривычной для 1934 года, совсем буржуазной «Даме с камелиями», поставленной Мейерхольдом уже в ГосТиМе, театре своего имени?

Вообще говоря, Мейерхольд периода мистического «Балаганчика», периода «Маскарада», периода биомеханического «Великодушного рогоносца» или той же «Дамы с камелиями» — это всё время разные истории. Его творчество менялось и развивалось вместе с той непростой эпохой, когда он жил и творил. Но в любом случае это — путь большого художника, который так же, как сыгранный им в молодости Константин Треплев в «Чайке», искал «новые формы» и наполнял их новым содержанием.

И все-таки вернёмся в Пензу. Вслед за поэтом-гусаром Денисом Давыдовым Мейерхольд мог бы повторить: «Пенза — моя вдохновительница». Ибо театральное призвание юного Карла Казимира Теодора зародилось именно здесь.

Как известно, выступать на сцене Мейерхольд начал еще будучи гимназистом — 14 февраля 1892 года он сыграл Репетилова в любительском спектакле «Горе от ума», поставленном В. А. Рясенцевым, и удостоился благожелательного отзыва в «Пензенских губернских ведомостях». А спустя несколько лет, уже поступив на юридический факультет Московского университета, на каникулах участвовал в постановках только что созданного Пензенского Народного театра. В одной из автобиографий он пишет: «В каникулярное время, приезжая на родину, ищу духовные радости в организации народных спектаклей в летнем театре. Здесь выступаю на сцене с “любителями”, сам — “любитель сценического искусства”».

Как сообщала в 1896 году «Биржевая газета», комедия Народного театра «Женитьба» по пьесе Гоголя «произвела положительно фурор»: «Колоссальному успеху этой пьесы на народном театре, помимо ее внутреннего достоинства, особенно содействовала игра гг. Иванова и Мейергольда, художественно исполнивших роли Подколесина и Кочкарёва».

А потом было театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества и Московский Художественно-общедоступный театр... Но это уже совсем другая история.

В этом году в Пензе пройдет множество событий, посвященных юбилею Мейерхольда, и наш театр выступит участником и организатором многих из них.

Поэтому — продолжение следует...